Для меня, Заслонова Николая Сергеевича, делом на всю жизнь стала нива просвещения. Мой отец многие годы проработал писарем в казачьем правлении. По сути, это был самый грамотный человек в станице, с каллиграфическим почерком. И мне, к тому времени шестнадцатилетнему парню, вовсе не пристало было оставаться малограмотным, поэтому я отправился в Челябинск на годичные курсы по подготовке учителей.
Мне пришлось учить грамоте и детишек, и взрослых, приехавших строить Магнитку. Затем за моими плечами были курсы по подготовке учителей седьмых классов, заочная учёба в Челябинском пединституте. Осенью 1940 года облвоенкомат призвал меня, молодого учителя, на курсы по подготовке командиров взводов, которые я закончил в звании младшего лейтенанта.
В августе 1941 года мне пришлось отправиться на восток страны. 59-й Хасанский Краснознаменный ордена Кутузова пограничный отряд встретил меня суровыми армейскими условиями. Проживание в палатках, в бараках, ночные дежурства в дозорах, погони за нарушителями границы — всё это запомнилось на всю жизнь.
Вскоре я, молодой командир взвода, был назначен помощником начальника погранзаставы, а затем и её начальником. Приходилось иметь дело и с китайцами, и с японцами, и с манчжурами. Происшествий было немало, но каждый раз они заканчивались благополучно для советских пограничников.
Только в 1947 году я вернулся в родную станицу. Целых семь лет заведовал партийным кабинетом при райкоме партии, в 1954 году был утверждён заведующим РОНО и в этой должности проработал до выхода на заслуженный отдых.