Каждый, кто жил в период 1941-1945 годов, внёс пусть небольшую, но свою посильную лепту в великую Победу.
Война не обошла стороной и меня. Когда прогремели первые взрывы Великой Отечественной, мне тогда еще не исполнилось и девятнадцати лет. Жила в то время с родителями в Сумской области на Украине. И хотя война не женское дело, но без женских рук, их тепла и ласки не обходится ни одно серьезное дело. Вот и меня вскоре после начала войны призвали в армию.
Сразу попала в учебную роту, а через месяц-другой была направлена санинструктором в одну из автоматных рот, с которой прошагала всю войну. А путь тот был нелегок: Белоруссия, Польша, Чехословакия, Румыния. До сих пор, когда начинается фильм про войну, переключаю канал телевизора на другую программу. Сколько раненых вынесла с поля боя, скольким солдатам спасла жизнь за долгие годы войны, не могу сказать точно. Не до счета было. Не всегда хватало бинтов, в ход шли платки, полотенца, рубашки и даже казённые юбки.
Однажды в момент оказания помощи раненому меня настиг осколок разорвавшегося снаряда. Ранение пришлось в лицо и подействовало на глаза. Более двух месяцев пробыла в госпитале, но залечив рану, вновь вернулась в свою роту.
Медицинская сумка и автомат, кажется, до сих пор давят на плечи. Сколько людей пришлось потерять за те годы, скольких подруг. Пока пришла долгожданная победа, бойцы в роте сменились не один раз.
В 1944-м судьба забросила меня в Кёнигсберг, где в одном из госпиталей находился отец. Но сколько ни искала Мария своего отца, так и не нашла. Отец скончался от ран, там и похоронен. Потом, уже через много лет, когда я вернулась в родную деревню, вышла замуж и вырастила сына, съездил и разыскал братскую могилу, где похоронен дед. Навоевавшись вдоволь, 40 лет отдала работе в родном колхозе. Много лет прожила в селе Миасское.
Есть у меня боевые награды: медаль «За отвагу» (особенно этой горжусь), медаль «За боевые заслуги», орден Отечественной войны 2-й степени.
Годы войны вспоминаются тяжело, но и совсем забыть их нельзя, не позволяет память…